1

Тема: Реформа законодательства о банкротстве: что предлагает Минэк в 2021 г.

Реформа законодательства о банкротстве: что предлагает Минэкономразвития?

1.Чтобы привлечь к торгам больше покупателей, включая физлиц, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Причем информация будет появляться за 30 дней до старта торгов.

Оператора маркетплейса определит правительство, а техзадание на разработку платформы и примерная оценка стоимости уже готовы. "Очередной обязательный Коммерсантъ?"

«Маркетплейс для банкротств — прорывная идея, которая действительно поможет сдвинуть рынок с места и запустить продажи на качественно новую орбиту», — считает адвокат Сергей Кислов.

2.Отдельно Минэкономразвития предложило особые правила для проведения процедур банкротства стратегических организаций, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и застройщиков. В частности, функции управляющих для таких предприятий может выполнять само юрлицо («Ростех», «Роскосмос», «Росатом», Промсвязьбанк и др.), а у государства будет преимущественное право выкупа.

Сейчас имуществом банкротов торгуют 48 площадок, крупнейшие — «Российский аукционный дом», B2B-Center, «Коммерсантъ Картотека», «Фабрикант.ру» и другие. Минэкономразвития предлагает перевести все торги в процедуре банкротства на отобранные правительством онлайн-площадки для госзакупок: «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», «Российский аукционный дом», Единая электронная торговая площадка, «ТЭК-Торг», Электронная торговая площадка Газпромбанка и Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.

Только три из восьми отобранных площадок имеют банкротные секции, рассказал РБК председатель совета национального союза «Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах» Действующая система из 48 площадок прозрачна, 90% из них работают на рынке более шести-восьми лет, а фантомные площадки-однодневки исчезли с 2016 года после обязательного требования состоять в СРО. «Чем мотивирован отказ от действующей системы, нам не поясняют»

3.Торги по распродаже имущества при банкротствах сейчас длятся более года. На открытом аукционе (на повышение цены) доля успешных торгов составляет примерно 6%. Дело в том, что действующие правила не разрешают провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну сессию. Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

Введение англо-голландского аукциона позволит за одну торговую сессию вести торги на повышение цены, а если желающих купить актив не найдется, на понижение.

4.Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.
Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

5.Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.
Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».
Кроме того, ведомство предлагает:

6.оставить только две процедуры — реабилитации или ликвидации предприятия и отказаться от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления;
период реабилитации предлагается ограничить сроком до четырех лет;
срок ликвидации сократить до 1–1,5 года, сейчас он превышает два года;
обязать юрлица в процедурах банкротства прекратить деятельность через девять месяцев после начала конкурсного производства.

самое прекрасное!!!

Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО. Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга»,

2

Re: Реформа законодательства о банкротстве: что предлагает Минэк в 2021 г.

Об изменениях в закон более подробно и структурировано.

Министерство экономического развития РФ подготовило проект масштабных изменений к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Текст законопроекта опубликован на сайте раскрытия информации гос. органов: https://regulation.gov.ru/projects#npa=100272

На настоящий момент документ проходит антикоррупционную экспертизу, оценку регулирующего воздействия, после чего должен быть вынесен на рассмотрение Правительства РФ, а затем – в Государственную Думу РФ.

По планам разработчиков законопроект должен вступить в силу с начала 2021 г.

Ключевые изменения, которые предлагаются законопроектом, сводятся к следующему:

Вводится три процедуры банкротства – реструктуризация долгов, конкурсное производство и мировое соглашение. Процедура наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления исключаются из закона.
Большая часть изменений посвящена новой процедуре реструктуризации долгов. Предусмотрен комплекс правил, направленных на то, чтобы должники пытались урегулировать кризисную ситуацию совместно с кредиторами. Предусмотрены жесткие нормы, направленные на то, чтобы не допускать включение в реестр аффилированных кредиторов.
В процедуре конкурсного производства предусмотрена отдельная процедура, которая называется «приобретения долей в уставном капитале должника для их продажи с отделением пассивов» (условно можно назвать «обнуление»). В рамках этой «обнуления» все долги должника списываются в установленном законом порядке, акции должника без долгов продаются на аукционе, денежные средства, вырученные на аукционе, направляются кредиторам. Согласие должника на эту процедуру не требуется.
Изменяется порядок назначения арбитражного управляющего. Теперь для первой процедуры банкротства управляющий назначается не тем лицом, кто первый подал заявление о банкротстве, а на основании балльной системы. Баллы начисляются каждому управляющему за проведенные процедуры в зависимости от размера требований к должнику, процента удовлетворяемости требований и других показателей. Эти баллы учитываются при назначении управляющего в новой процедуре.
Далее эти и другие предложения изложены более подробно.

Рассмотрение заявления о начале процедуры
Законопроект предусматривает два вида заявления:

заявление о признании должника банкротом,
заявление о введении процедуры реструктуризации долгов (стр. 58 - здесь и далее ссылка на страницу законопроекта).
Заявления могут быть поданы и должником, и кредиторами.

Заявление Должника. К заявлению должника, вне зависимости от вида, прикладывается отчет о финансовом состоянии должника (стр. 59). По сути, Должник на стадии подачи заявления уже должен провести некоторую аналитическую работу. В отчете должника излагается текущее финансовое состояние, возможность восстановления платежеспособности. Ответственность за непредставление отчета – судебный штраф (стр. 64). Для обеспечения коммерческой тайны можно просить рассмотреть дело в закрытом судебном заседании (стр. 95).
Заявление Кредитора. Кредитор отчет о финансовом должника состоянии не готовит. Кредитор должен подтвердить долг, как ранее – в судебном порядке, за рядом исключений. Кредитор просит либо конкурсное производство, либо реструктуризацию долгов и дает свои предложения по восстановлению платежеспособности (стр. 59). Кредитор в заявлении обязан указывать на факт заинтересованности по отношению к Должнику при наличии такового и характер заинтересованности. Должник обязан представить отзыв с приложением отчета о финансовом состоянии (стр. 95).
Срок проверки заявления о банкротстве или реструктуризации – от 15 до 30 календарных дней (стр. 65). Если подано несколько заявлений, все заявления рассматриваются в одну дату (по действующему закону они рассматриваются последовательно).

Расширен список лиц, которые могут участвовать в рассмотрении заявления по вопросу проверки заявления и назначения управляющего. Сейчас в заседании участвуют только заявитель и должник.

Законопроект предлагает дать право участвовать в заседании следующим лицам:

кредиторы:
указанные в списке кредиторов, приложенном к заявлению должника;
требования которых подтверждены вступившим в силу решением суда;
требования которых признаны должником;
кредитные организации;
ФНС
все лица, подавшие заявления о банкротстве;
5 наиболее крупных участников ЮЛ;
Представитель работников.
Рассмотрение осуществляется следующим образом:

Заявление о реструктуризации. При рассмотрении заявления о реструктуризации долгов суд не может ввести конкурсное производство. Либо вводит реструктуризацию, либо отказывает в реструктуризации. Реструктуризация вводится, если представленные должником заявления/отзыв и иные доказательства подтверждают возможность восстановления платежеспособности должника.
Заявление кредитора о банкротстве. При рассмотрении заявления о банкротстве, суд может ввести реструктуризацию, а может открыть конкурсное производство (стр. 97). Суд вводит конкурсное производство «если очевидна невозможность восстановления платежеспособности должника», реструктуризацию долгов «если представленные доказательства не позволяют сделать вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника». В частности, нужно полагать, что процедура реструктуризации будет вводиться тогда, когда должник не представит соответствующий отзыв.
Реструктуризация не может быть введена, если за 2 года до этого она была прекращена.

Суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве (стр. 105-106) если были удовлетворены все требования кредиторов, срок исполнения которых объективно наступил (без учета презумпции о наступлении всех сроков с момента введения процедуры), или кредиторы отказались от этих требований. Однако, суд может и отказать в прекращении процедуры, если будет установлено, что «должник с учетом его текущего финансового состояния заведомо не способен расплатиться со всеми своими долгами».

Процедура назначения арбитражного управляющего
Законопроектом предусмотрено повышение требования к управляющим (стр. 22). В частности, каждые три года управляющему нужно сдавать экзамен (стр. 24).

Предусмотрено ведение единого реестра арбитражных управляющих по принципам ЕГРЮЛ (стр. 28).

В реестре, в частности, отражается информация:

О субъектах Федерации, где АУ согласился работать;
Об отказе АУ от учета его кандидатуры при осуществлении случайного выбора с указанием срока действия такого отказа (от 30 дней до полугода);
О банкротствах, где арбитражный управляющий утвержден;
О вступивших в силу судебных актах, которыми признаны незаконными действия и бездействия АУ;
В случае внесения в реестр недостоверных сведений АУ может быть отстранен от процедуры судом по ходатайству Росреестра.

Назначение управляющего происходит с использованием балльной системы.

Каждому управляющему присваиваются баллы в зависимости от количества проведенных процедур, удовлетворяемости требований в них и т.д. (стр. 70). Для учета баллов и назначения управляющих помимо реестра управляющих предусмотрено создание регистра.

Управляющий или заинтересованные лица вправе оспорить баллы. Баллы могут перераспределяться между управляющими одного СРО, но не более чем на 10%. По заявлению заинтересованного лица можно обнулить баллы АУ на срок до 3 лет, если он «умышлено недобросовестно манипулировал процедурой, в целях увеличения своего количества баллов».

Для целей назначения управляющих все Должники и СРО разделяются на группы.

Группы должников:

Первая (все граждане – не ИП, а также ЮЛ и ИП с выручкой до 800 млн. руб., со стоимостью активов до 300 млн. руб.).
Вторая (ИП и ЮЛ с выручкой до 2 млрд. и активами не более 1,5 млрд);
Третья (все остальные).
Группы СРО арбитражных управляющих (стр. 47):

Первая. Компенсационный фонд 50 млн. руб. Не менее 10 завершенных процедур у членов СРО. Количество членов не менее 5.
Вторая. Компенсационный фонд 100 млн. руб. Не менее 20 завершенных процедур у членов СРО, за исключением банкротства ФЛ и отсутствующих должников. Количество членов не менее 10.
Третья. Компенсационный фонд 200 млн. руб. Не менее 20 завершенных процедур у членов СРО, за исключением банкротства ФЛ и отсутствующих должников. Количество членов не менее 10.
СРО из третьей группы может предлагать кандидатов для всех групп должников. Остальные СРО – только для Должников не выше своей группы.

Выбор кандидатуры управляющего происходит следующим образом (стр. 84-89):

Оператор ЕФРСБ сообщает оператору Регистра управляющих о начале процедуры выбора СРО;
В течение 5 рабочих дней СРО соответствующей группы вправе предложить себя для представления кандидатуры управляющего в процедуре;
В заявлении должно быть указано общее количество баллов, которое СРО желает предложить для данной процедуры. Это количество баллов временно вычитается из общего количество баллов СРО до окончания процедуры по выбору СРО.
Если подано одно заявление СРО, то такое СРО считается выбранным.
Если поступило больше двух заявлений СРО, выбор происходит следующим образом. Сначала отсекаются все, кто подал заявку по баллам меньше среднего арифметического. Если осталось больше одного кандидата – происходит случайная выборка между оставшимися. Если после отсечения среднего арифметического осталось больше 5 кандидатов, случайная выборка осуществляется между 5 лучшими по баллам.
Выбранное СРО предлагает кандидатуру управляющего. Баллы предложенного управляющего должны быть не меньше, чем в заявке СРО.
Баллы управляющего списываются у него при назначении его на соответствующую процедуру.
Если ни одно СРО не подало заявки, процедура повторяется. На третий круг СРО в заявлении не указывает баллы. Выбирается СРО, подавшее заявление первой. Списание баллов не происходит.
Если никто вообще не подаст заявление, осуществляется случайная выборка из всех указанных в регистре арбитражных управляющих, которые могут вести процедуру банкротства для соответствующей категории дел.
Выбранный управляющий случайным образом арбитражный управляющий может отказаться. Если отказывается 5 подряд управляющих, любой управляющий может предложить свою кандидатуру.
Назначает управляющего суд (стр. 92).

Суд вправе отказать в утверждении управляющего «в случае отсутствия у него достаточной компетентности, добросовестности и независимости в связи с особенностями дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о банкротстве». В этом случае выбор СРО производится заново.

Если управляющий не утвержден в деле о банкротстве ЮЛ в течение 3 месяцев, дело о банкротстве прекращается (стр. 93).

Для отдельной категории должников управляющими могут быть государственные корпорации – «Ростех», «Роскосмос», «Росатом» и «Промсвязьбанк» (опорный банк для оборонно-промышленного комплекса).

Рассмотрение требований о включении в реестр (стр. 101).
В течение двух месяцев с момента введения процедуры можно заявить требования о включении в реестр.

Возражения против требования предъявляются в течение 15 календарных дней с момента окончания срока на предъявление требований. По требованиям, заявленным за пределами срока, возражения могут быть представлены в течение 30 дней с момента включения в ЕФРСБ сведений о таких требованиях.

Все лица, участвующие в деле, вправе заявлять об истечении срока исковой давности.

Требования, по которым поступили возражения, рассматриваются судом в заседании. Остальные требования «могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле».

Законопроект предлагает ввести 8 очередей реестровых требований:

Требования граждан из ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
Требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающим или работавших по трудовому договору, по оплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
Требования других кредиторов по нетто-обязательствам (треования по основному долгу за вычетом штрафных санкций), за исключением кредиторов 4-8 очереди;
Требования кредиторов, являющихся владельцами облигаций без срока погашения;
Субординированные требований контролирующих лиц должника. К таким требованиям, по общему правилу, относятся требования, возникшие из предоставленного должнику финансирования после возникновения у Должника обязанности подать заявление о банкротстве, а также требования из финансирования, предоставленного в условиях, когда «сформированный при создании должника уставный капитал заведомо недостаточен для осуществления им деятельности (изначальная недокапитализация)» (подробнее стр. 219). Субординируются также требования кредиторов, которые не раскрыли свою заинтересованность по отношению к должнику.
Требования учредителей по обязательствам, вытекающим из участия в обществе;
Требования кредиторов по сделке, признанной недействительной по банкротным основаниям (п. 2 ст. 61.2 и п. 3 ст. 61.3 Закона о банкротстве);
Требования лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности
Если лица скрыло факт своей заинтересованности на момент включения в реестр, суд вправе заново рассмотреть вопрос об очередности требований на основании заявлений других кредиторов или иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Оспаривание сделок
В целом законопроект не меняет правила оспаривания сделок. Устанавливаются только отдельные особенности.

В законопроекте четко не написано – с какого момента можно оспаривать сделки. На текущий момент в стадии наблюдения сделки не могут быть оспорены. Это правило выводится судебной практикой из редакции статьи 61.9 Закона о банкротстве, где сказано, что сделки должника вправе оспаривать «внешний и конкурсный управляющий». В законопроекте предлагается заменить «внешний и конкурсный управляющий» на «арбитражный управляющий». Из этого можно предположить, что право на оспаривание сделок появляется с момента введения процедуры реализации имущества.

У конкурсного кредитора с требованиями более 10 % реестра появляется право запрашивать все документы о совершении и исполнении сделок, за три года до возбуждения дела о банкротстве, а также выписки по банковским счетам должника за указанный период. Управляющий обязан предоставить такие документы в течение 10 рабочих дней.

Сделки, связанные с исполнением плана реструктуризации, не могут быть оспорены по банкротным основаниям, если не доказано, что другая сторона сделки при ее совершении знала или должна была знать о невозможности восстановления платежеспособности должника в результате реализации лана реструктуризации долгов и об ущемлении интересов кредиторов такой сделкой.

Если после реструктуризации производство по делу было прекращено, а потом в течение трех месяцев подано заявление о банкротстве, сроки для оспаривания сделок считаются с момента возбуждения первого дела о банкротстве.

Процедура реструктуризации долгов и план реструктуризации
Вводится новая процедура реструктуризации долгов для юридических лиц.

Процедура проходит в несколько этапов (стр. 125):

До утверждения плана реструктуризации долгов;
После утверждения плана реструктуризации долгов.
Содержание плана.

В плане могут содержаться следующие варианты восстановления платежеспособности:

Изменение сроков и порядка исполнения обязательств;
Конвертация требований в доли в уставном капитале (в определенных случаях – без согласия бывших акционеров);
Прощение долга;
Новация обязательств
Отступное;
Реорганизация Должника;
Увеличение уставного капитала;
Продажа предприятия или части имущества;
Прекращение залога, замена залога и т.д.;
Иные меры.
Иными словами, выбор плана реструктуризации является прерогативой лиц участвующих в деле о банкротстве. Законопроект не ограничивает способы восстановления платежеспособности, которые могут быть использованы кредиторами.

План реструктуризации должен содержать порядок удовлетворения всех требований, не только тех, которые были включены в реестр кредиторов.

План не утверждается, если в результате его исполнения конкурсный кредитор получит меньше того, что он мог бы получить в конкурсном производстве. Для этого в плане реструктуризации делается расчет того, сколько получит каждый кредитор в конкурсном производстве.

В реализации плана могут участвовать третьи лица, в том числе заинтересованные по отношению к Должнику. При этом условия удовлетворения требований кредиторов, заинтересованных по отношению к Должнику, не могут быть лучше, чем условия удовлетворения требований кредиторов, не заинтересованных по отношению к Должнику.

Планом реструктуризации могут быть предусмотрены разные меры, в том числе возложение полномочий руководителя на антикризисного управляющего, переход полномочий по назначению органов управления к собранию кредиторов, образование двух единоличных органов (от должника и от кредиторов) с распределением полномочий между ними. Руководитель должника может быть отстранен судом по ходатайству антикризисного управляющего, собрания кредиторов или учредителей.

Порядок утверждения плана.

Должник обязан, а кредиторы вправе предложить план в течение 4-х месяцев с даты введения реструктуризации долгов.

Если планов несколько, все они рассматриваются, и один из них должен быть одобрен на собрании кредиторов. Некоторые пункты плана могут требовать согласия органов управления должника. Согласие антикризисного управляющего на план реструктуризации не требуется, он дает только свое заключение по плану. План рассматривается и окончательно утверждается судом.

Несмотря на то, что план одобряется на собрании кредиторов, письменные одобрения к плану могут собираться заранее, в том числе еще до возбуждения дела о банкротстве (стр. 136). Такие согласия являются действительными и учитываются как голос «за» на собрании кредиторов по одобрению плана, если они были получены не позднее чем за 6 месяцев до возбуждения дела о банкротстве и не были отозваны по основаниям, указанным в самом согласии (для кредиторов-кредитных организации вообще не установлен срок согласия).

В голосовании по одобрения плана участвуют кредиторы, заявившие свои требования в установленный срок (два месяца). Если требования кредитора поступили за рамками этого срока, такие кредиторы не имеют право голоса на первом собрании кредиторов по вопросу одобрения плана реструктуризации, даже если такие требования будут рассмотрены раньше, чем будет проведено собрание.

Кредиторы, интересы которых не затрагиваются планом реструктуризации, не голосуют на собрании кредиторов.

Если план не одобряется на собрании кредиторов в течение 7 месяцев с момента введении процедуры, подается ходатайство о прекращении дела о банкротстве или о переходе к конкурсному производству (стр. 136).

Если план одобряется, решение собрания кредиторов о его одобрении не может быть оспорено. Все возражения против плана выдвигаются в судебном заседании по вопросу об одобрении плана.

Суд вправе отказать в утверждении плана, если:

Нарушен порядок его принятия;
Условия плана противоречат закону;
План нарушает права кредиторов первой и второй очереди, а также права кредиторов по текущим платежам;
При возникновении или исполнении обязательств, на которые распространяется план, органы управления должника действовали недобросовестно, уклонились от погашения задолженности и т.д.
Последствия введения реструктуризации долгов

В целом, после введения процедуры и до утверждения плана реструктуризации наступают последствия, которые ранее наступали при ведении наблюдения (срок исполнения обязательств наступает, снимаются аресты, исполнительные производства прекращаются и т.д.).

Вместе с тем существуют определенные особенности.

До момента утверждения плана реструктуризации действуют органы управления должника.

Некоторые сделки могут быть совершены только с согласия собрания кредиторов, некоторые – только с согласия антикризисного управляющего. В частности, если в ходе процедуры долги увеличились более чем на 20 %, все новые долги принимаются только с согласия собрания кредиторов. Сделки с нарушением требований об одобрении могут быть признаны недействительными, если будет доказано, что другая сторона сделки знала о нарушении.

Одобрение сделки, подлежащей одобрению, осуществляется собранием кредиторов следующим образом. Руководитель направляет каждому кредитору за 30 дней до сделки сообщение о намерении ее совершить. Кредиторы более 5 % реестра вправе созвать собрание по одобрению сделки. Если не собирают, то сделка считается одобренной. Если руководитель не уведомил о сделке, а собрание кредиторов ее не одобрило, она может быть признана недействительной.

Антикризисный управляющий назначается при проверке обоснованности заявления. Действует принцип несменяемости. Однако, при утверждении плана реструктуризации долгов арбитражный суд может изменить антикризисного управляющего по решению собрания кредиторов (с. 120).

Антикризисный управляющий рассматривает отчеты Должника о ходе исполнения плана реструктуризации и дает заключение о ходе процедуры и иную информацию собранию кредиторов, выполняет иные обязанности, которые ранее выполнял временный управляющий. На АУ может быть возложены иные полномочия планом реструктуризации долгов.

Договор аренды, имеющий значение для реструктуризации долгов, не может быть расторгнут в одностороннем внесудебном порядке.

В течение 2 месяцев с даты введения реструктуризации долгов Должник вправе отказаться от исполнения договора, заключенного до возбуждения дела о банкротстве, если его исполнение существенно затруднит восстановление платежеспособности Должника. Отказ может быть оспорен в суде (стр. 125).

Изменение и прекращение реструктуризации

Срок плана не может быть больше, чем 4 года. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на 4 года. План реструктуризации может изменяться в порядке, который действует для его принятия.

План реструктуризации может быть выполнен досрочно, тогда дело о банкротстве прекращается.

Процедура реструктуризации также досрочно прекращается (стр. 150), если:

Неоднократно и существенно (более 15 дней) нарушается план реструктуризации;
Неоднократно нарушаются правила раскрытия информации;
Выявлены факты недостоверности отчета;
Размер обязательств, возникших после введения процедуры, превысил «более чем на 20 % суммы требований кредиторов, включенные в реестр».
Неоднократные и существенные нарушение руководителем должника, членов органов управления.
Если выявляются указанные обстоятельства, управляющий созывает собрание кредиторов. Собрание кредиторов рассматривает и решает вопрос об обращении в суд с ходатайством о досрочном прекращении

Конкурсное производство
Ключевым изменением является введение процедуры, которая в законопроекте называется «приобретения долей в уставном капитале должника для их продажи с отделением пассивов».

Цель такой процедуры состоит в том, чтобы у работающего бизнеса списать долги, сменить собственников и запустить его заново.

Процедура предполагает принудительное приобретение должником всех принадлежащих акционерам (участникам) акций (долей) для их последующей продажи. Приобретение долей должника осуществляется без выплат участникам.

Процедура осуществляется, если операционная деятельность Должника является безубыточной и собрание кредиторов принимает решение о продолжение деятельности Должника. В такой ситуации конкурсный управляющий обязан принять решение об осуществлении указанной процедуры. Собрание кредиторов также вправе принять решение об осуществлении такой процедуры. Решение органов должника не требуется. Однако процедура проводиться только при согласии всех залоговых кредиторов.

Продажа акций осуществляется на торгах. Денежные средства от продажи перечисляются на депозитный счет нотариуса.

Законопроект предусматривает два варианта «отделения пассивов»:

Выделение из Должника общества, участниками которого становятся бывшие участники Должника, передача ему долгов, продолжение дела о банкротстве в отношении выделенного общества.
Прекращение производства по делу о банкротстве с прекращением прав кредиторов в отношении должника.
С момента перехода прав на акции (доли) дело о банкротстве прекращаются, все обязательства должника либо переходят на выделенное общество, либо прекращаются, прекращаются залоги. В первом случае отделения пассивов сохраняется возможность оспаривать сделки Должника и требовать привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Установлены ограничения на деятельность Должника в конкурсном производстве

Конкурсный управляющий обязан прекратить хозяйственную деятельность Должника в течение девяти месяцев с даты открытия конкурсного производства, за исключением случаев, когда:

Собрание кредиторов приняло решение продолжить деятельность Должника;
Прекращение деятельности Должника может повлечь техногенную или экологическую катастрофу;
Прекращение деятельности Должника повлечет прекращение деятельности-социально значимых организаций (больницы, школы, коммунальные службы и т.д.).
Продолжение деятельности Должника без решения собрания кредиторов влечет ответственность арбитражного управляющего и контролирующих лиц.

Кредиторы, голосующие за продолжение хозяйственной деятельности в конкурсном производстве, также могут быть привлечены к ответственности.

Залог в конкурсном производстве

Введена норма о том, что требования налогового органа в ряде случаев являются залоговыми (ст. 224).

Требования кредиторов, в пользу которых установленарест, также считаются обеспеченными залогом (стр. 227). Залог не снимается в конкурсном производстве. Требования не считаются залоговыми, только если:

Они являются текущими;
Акт о наложении ареста был принят после возбуждения дела о банкротстве или в течение одного месяца до возбуждения дела о банкротстве.
Залог не был в установленном порядке зарегистрирован до введения первой процедуры банкротства.
Иные изменения

В остальном правила конкурсного производства в целом остаются прежними. Последовательно предполагается осуществление инвентаризации, оценки (в необходимых случаях), выставление на продажу, продажа и расчеты с кредиторами. Законопроект предусматривает новую главу, касающуюся порядка продажи имущества. Нормы направлены на то, чтобы ускорить продажу имущества и добиться наиболее высокой цены.

Интересные моменты по торгам:

В порядке продажи имущества можно предусмотреть условие о том, что после первого этапа торгов, когда предприятие не удалось продать полностью, оно может быть продано по частям вновь с этапа первоначальных торгов;
Предусмотрена возможности после проведение торгов на повышение, сразу предусмотреть торги на понижение.
Уточнены правила оценки и ее оспаривания. Установлено, что для некоторых случаев создается специальный орган при Правительстве, который в установленном случае дает заключение по отчету об оценке. Начальная продажная цена определяется решением собрания кредиторов на основании отчета об оценке ликвидационной стоимости (если такая оценка проводилась). Если начальная цена отличается более чем на 20 % от рыночной, в решении должно быть обоснование.
Предполагается создание единого портала для размещения информации о продаже имущества всех должников.