Тема: Проект закона об упрощенном банкротстве физлиц одобрен Минфином РФ
Коротко о проекте закона можно прочитать http://лечимдолги.рф/articles/uproshen_1#gsc.tab=0
ЧАСТЬ 1
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений
в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 г.
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2006,
№ 52, ст. 5497; 2009, № 1, ст. 4; № 18, ст. 2153; 2011, № 49, ст. 7015; 2013, № 52, ст. 6984; 2015, № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 1, ст. 11; № 26, ст. 3891; № 27, ст. 4293) следующие изменения:
1) абзац восемнадцатый статьи 2 дополнить словами
«и освобождения гражданина от долгов»;
2) в пункте 2.1 статьи 7 слова «Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц» заменить словами «Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
и иных субъектов экономической деятельности (далее - Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц)».
3) пункт 6.6 статьи 28 дополнить абзацем следующего содержания:
«Информация, предусмотренная настоящим пунктом, должна содержать сводные сведения по результатам процедур, применявшихся в деле о банкротстве юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств, и отдельно сведения по результатам процедур, применявшихся в деле о банкротстве граждан (с выделением сведений по результатам упрощенной процедуры банкротства гражданина).»;
4) абзац третий пункта 3 статьи 213.4 изложить в следующей редакции:
«документы, подтверждающие наличие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо иного подтверждающего указанные сведения документа (если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя);»;
5) пункт 2 статьи 213.6 настоящего Федерального закона дополнить абзацем следующего содержания:
«Отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть после покрытия расходов на процедуру, применяемую в деле
о банкротстве гражданина, направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению и завершению процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина.»;
6) статью 213.7 дополнить пунктами 2.1-2.3 следующего содержания:
«2.1. Не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, финансовый управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:
идентифицирующие гражданина сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;
наименование арбитражного суда, рассматривающего дело
о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся
в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
фамилия, имя и отчество утвержденного финансового управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле
о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого
на основании рассмотрения жалобы решения;
стоимость имущества гражданина, указанная в описи, представленной при подаче гражданином заявления о признании
его банкротом или при направлении в арбитражный суд отзыва
на заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа
о признании гражданина банкротом;
стоимость выявленного финансовым управляющим имущества (включая имущество, указанное в абзаце седьмом настоящего пункта) если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась опись;
сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле
о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности;
выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного
и фиктивного банкротства;
источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;
дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
2.2. По результатам реструктуризации долгов гражданина соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:
даты вынесения судебных актов о введении реструктуризации долгов гражданина и об окончании реструктуризации долгов гражданина, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании реструктуризации долгов гражданина (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга
и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе реструктуризации долгов гражданина требований по каждой очереди требований (с указанием отдельно требований, обеспеченных залогом, погашенных за счет выручки от реализации предмета залога);
выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника);
сведения о дате проведения собрания кредиторов, утвердившего план реструктуризации долгов гражданина или изменения в указанный план, и принятых им решениях;
сведения о резолютивной части судебного акта, которым утвержден план реструктуризации долгов гражданина, в том числе сведения о том, что план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона;
сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реструктуризации долгов гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реструктуризации долгов гражданина;
сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования
о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
2.3. По результатам реализации имущества гражданина соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:
даты вынесения судебных актов о признании гражданина банкротом и о введении реализации имущества, о завершении реализации имущества, а также даты вынесения судебных актов
об изменении сроков такой процедуры;
размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе реализации имущества гражданина требований по каждой очереди требований (с указанием отдельно требований, обеспеченных залогом, погашенных за счет выручки от реализации предмета залога);
сведения о стоимости имущества, не включенного в конкурсную массу, сведения о результатах оценки имущества должника, если такая оценка проводилась, с указанием имущества, даты проведения оценки
и стоимости имущества в соответствии с отчетом об оценке;
сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реализации имущества гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реализации имущества гражданина;
сведения о применении или не применении (с указанием причин) освобождения гражданина от обязательств, а также сведения
о требованиях кредиторов, на которые освобождение гражданина
от обязательств не распространяется (с указанием оснований);
сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования
о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.»;
7) Статью 213.25 дополнить новым пунктом 10 следующего содержания:
«10. Финансовый управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), за исключением случаев, предусмотренных статьей 133 настоящего Федерального закона.
Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию финансовым управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.».
8) главу X дополнить параграфом 5 следующего содержания:
«§ 5. Упрощенная процедура банкротства гражданина
Статья 223.2. Условия применения упрощенной процедуры банкротства гражданина
1. Упрощенная процедура банкротства гражданина может применяться в отношении гражданина, отвечающего на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом совокупности следующих условий:
1) общий размер денежных обязательств и обязанностей
по уплате обязательных платежей, имеющихся у гражданина (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч и не более семисот тысяч рублей;
2) в течение шести месяцев, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, возникло не более четверти суммы обязательств и обязанностей (в части основной суммы задолженности без учета причитающихся процентов), указанных
в подпункте 1 настоящего пункта;
3) доход гражданина без учета удержанных сумм налогов
в течение шести предшествующих месяцев не превышал в среднем пятидесяти тысяч рублей в месяц;
4) число кредиторов гражданина (не считая его задолженности по обязательным платежам) не превышает десяти;
5) гражданин в течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не совершал безвозмездных сделок по отчуждению имущества, стоимость которого
в совокупности превышает двести тысяч рублей;
6) гражданин в течение одного года, предшествующего дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, не совершал сделок по отчуждению имущества, стоимость которого в совокупности превышает два миллиона рублей (за исключением сделок
по отчуждению предмета залога с согласия или по требованию залогодержателя – кредитной организации);
7) гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости
за совершение умышленного преступления в сфере экономики;
8) прошло не менее десяти лет с даты завершения процедуры реализации имущества по упрощенной процедуре банкротства гражданина и не менее пяти лет с даты завершения процедуры реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения.
2. В упрощенной процедуре банкротства гражданина применяется реализация имущества гражданина по упрощенной процедуре.
Реструктуризация долгов гражданина при упрощенной процедуре банкротства гражданина не применяется.
3. Отношения, связанные с применением упрощенной процедуры банкротства гражданина, и не урегулированные настоящим параграфом, регулируются параграфом 1.1 настоящей главы.
Статья 223.3. Право на обращение в арбитражный суд
с заявлением о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре банкротства гражданина
1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением
о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре банкротства гражданина обладает гражданин - должник.
Кредитор, уполномоченный орган не вправе подавать заявление
о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре банкротства гражданина.
Форма заявления о признании гражданина банкротом
по упрощенной процедуре утверждается регулирующим органом.
Наряду с документами, предусмотренными процессуальным законодательством, к заявлению о признании гражданина банкротом
по упрощенной процедуре прилагаются:
список кредиторов с указанием размера обязательств перед каждым кредитором, а также документы, подтверждающие основания возникновения обязательств (договоры, акты, расписки);
сведения о банковских счетах и вкладах (список счетов и вкладов, открытых гражданином в кредитных организациях), сведения
о средствах гражданина, находящихся на специальных брокерских счетах, а также сведения о движении средств по таким счетам за шесть месяцев, предшествующих дате подачи заявления;
перечень имеющихся ценных бумаг и иного имущества, стоимость которого превышает десять тысяч рублей;
сведения о доходах должника (справки и декларации о доходах)
за текущий и предшествующий календарный год;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости
о принадлежащем и принадлежавшем должнику недвижимом имуществе, сведения из органов регистрации транспортных средств
о принадлежащих и принадлежавших должнику транспортных средствах.
Соответствие гражданина – должника иным требованиям, предусмотренным статьей 223.2 настоящего Федерального закона, декларируется гражданином в заявлении о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.
При отсутствии у должника банковских счетов и вкладов
в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче заявления, недвижимого имущества и транспортных средств в течение одного года, предшествующего подаче заявления, такое отсутствие декларируется гражданином-должником в заявлении о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре без предоставления подтверждающих документов.
Пункт 3 статьи 213.4 настоящего Федерального закона
к заявлению о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре банкротства гражданина не применяется.
2. Гражданин обязан не менее чем за тридцать и не более чем
за девяносто календарных дней до дня обращения в арбитражный суд
с заявлением о признании его банкротом по упрощенной процедуре опубликовать уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с таким заявлением путем включения соответствующего уведомления
в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, в котором наряду с идентифицирующими гражданина сведениями, предусмотренными пунктом 5 статьи 213.7 настоящего Федерального закона, должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который будет подано указанное заявление;
2) контактные данные гражданина-должника (адрес, телефон)
для получения кредиторами дополнительной информации;
3) список всех кредиторов с указанием в отношении каждого кредитора основной суммы задолженности и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами), штрафов, пеней и иных санкций, а также характера задолженности:
по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан;
по выплате алиментов;
по оплате труда работников, бывших работников гражданина
и выплате им выходных пособий, вознаграждение авторам результатов интеллектуальной деятельности;
по обязательным платежам;
по иным денежным обязательствам.
Идентифицирующие данные органа, выступающего кредитором по обязательным платежам, в списке кредиторов не указываются.
Для целей формирования этого списка требования по различного вида обязательным платежам суммируются.
В отношении кредитора, являющегося юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем, в списке кредиторов указываются идентифицирующие соответствующего кредитора сведения:
наименование (для юридического лица) или фамилия, имя
и отчество (для физического лица) кредитора;
идентификационный номера налогоплательщика (при наличии);
основной государственный регистрационный номер
(при наличии).
В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в списке кредиторов указываются только
его фамилия и инициалы, а также наименование населенного пункта,
в котором по имеющейся у должника информации проживает такой кредитор.
3. Для включения в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомлений или сведений, предусмотренных настоящим параграфом, гражданин вправе обратиться к нотариусу или арбитражному управляющему.
Указанные лица обязаны включить такие сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в день обращения к ним должника.
Размер оплаты услуг арбитражного управляющего за такое включение не должен более чем в два раза превышать плату
за включение таких сведений, предусмотренную абзацем вторым пункта 4 статьи 213.7 настоящего Федерального закона.
Размер государственной пошлины за совершение нотариальных действий и размеры платы за оказание нотариусами услуг правового
и технического характера определяются в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
4. При включении в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомлений или сведений, предусмотренных настоящим параграфом, нотариус или арбитражный управляющий проверяют идентифицирующие должника сведения
на основании представленных должником документов. Кредиторы гражданина для получения информации о составе имущества гражданина, наличии у гражданина ежемесячного дохода
и его размере, наличии лиц, находящихся на иждивении у гражданина, вправе взаимодействовать с гражданином с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
5. Предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи уведомление подлежит аннулированию в автоматическом режиме с использованием функционала Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц через 120 календарных дней после
его опубликования, если в течение этого срока в отношении указанного гражданина не была введена одна из процедур, применяемых в деле
о банкротстве гражданина.
Предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи уведомление может быть аннулировано гражданином до истечения установленного абзацем первым настоящего пункта срока путем включения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сообщения об аннулировании, при условии, что в отношении указанного гражданина на дату включения сообщения
об аннулировании уведомления не была введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
Аннулированное уведомление подлежит сокрытию из публичного доступа Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц по истечении девяноста дней с даты аннулирования.
6. В ходе упрощенной процедуры банкротства гражданина,
для проведения которой утвержден финансовый управляющий, сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него финансовым управляющим. В таком случае с гражданина не взимается плата, предусмотренная абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи.
При включении сведений, предусмотренных настоящим параграфом, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единый федеральный реестр сведений о банкротстве самим гражданином такие сведения подписываются квалифицированной электронной подписью гражданина-должника.
7. С даты опубликования уведомления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, кредитором, уполномоченным органом, перед которым гражданин имеет просроченные обязательства или неисполненные обязательные платежи, может быть подано заявление
о признании гражданина банкротом в порядке, предусмотренном параграфом 1.1 настоящей главы, вне зависимости от размера требований к должнику и периода их просрочки, за исключением случая, когда до даты подачи указанного заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре соответствующее уведомление было аннулировано.
Такой кредитор, уполномоченный орган вправе подать заявление
о признании гражданина банкротом независимо от того, подтверждены ли его требования вступившим в законную силу судебным актом
или решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника.