2015-05-19
Граждане могут банкротиться с 1.07.15 г. Банкротство физических лиц не откладывается
Заседание думы 19 мая 2015 года. Рассмотрение Законопроекта перенесено на 20 мая 2015г. Государственная Дума Российской Федерации ( профильный комитет по собственности) не поддержал инициаторов объявления моратория на 3 года на действие закона о банкротстве для физических лиц.
Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам собственности:
1. Рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 754938-6 «О трехлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника».
Заключение по проекту федерального закона № 754938-6 «О трехлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина – должника»
(внесен депутатами Государственной Думы О.Г.Дмитриевой, И.Д.Грачевым, А.Д.Крутовым, Н.Р.Петуховой, Д.В.Ушаковым)
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона № 754938-6 «О трехлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается перенос срока вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина – должника» (далее – Закон о реабилитационных процедурах) с 1 июля 2015 года на 1 июля 2018 года.
Авторы законопроекта обосновывают необходимость его принятия неспособностью многих заемщиков погасить кредиты банков, а также трудоемкостью и затратностью реализации реабилитационных процедур.
Комитет по вопросам собственности не поддерживает концепцию законопроекта по следующим основаниям.
Увеличение вследствие кризисных явлений в Российской экономике числа граждан, имеющих просроченные кредиты, делают использование процедур финансовой реабилитации особенно актуальным и срочным. Именно по этой причине в ходе второго чтения соответствующего законопроекта срок его вступления в силу был по инициативе депутатов Государственной Думы перенесен с 1 января 2016 на 1 июля 2015 года.
Необходимо учесть, что в отсутствие Закона о реабилитационных процедурах единственным механизмом для кредиторов взыскать долг гражданина является исполнительное производство. При применении последнего осуществляется одномоментное взыскание на все имущество должника (за исключением единственного жилья, если оно не является предметом ипотеки, а также весьма ограниченного перечня личных вещей и денежных средств), и это имущество выставляется на торги.
Чаще всего, суммы, вырученной от продажи имущества должника, не хватает для полного погашения задолженности, однако остаток долга списанию не подлежит. В результате, как только должник получает денежные средства, к примеру, заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности или приобретает какое-либо движимое имущество, то в таком случае на указанные денежные средства и имущество снова обращается взыскание, и они продаются с торгов до полного погашения задолженности.
Более того, даже в случае смерти должника, обязанность выплачивать его долги переходят к наследникам, за исключением случая не принятия ими наследства.
В то же время Закон о реабилитационных процедурах может стать для сотен тысяч россиян единственной возможностью избавиться от накопленных долгов и вернуться к нормальной жизни.
Прежде всего Закон наделяет граждан-должников, потерявших способность обслуживать свою задолженность, правом подать заявление о финансовой реабилитации и защититься от непосильных платежей по долгам. И сделать это граждане смогут независимо от величины имеющейся задолженности при условии, что их финансовое положение отвечает установленным законам признакам неплатежеспособности или признакам недостаточности имущества.
Затем граждане-заемщики смогут предложить кредиторам план реструктуризации долговых обязательств, срок реализации которого может составлять до трех лет. При этом на период реструктуризации долга ставка по кредитным обязательствам для заемщиков снижается до уровня ставки рефинансирования (8,5 %). Тем самым запускается правовой механизм, который призван избавить должников от неподъемных процентов, начисляемых кредиторами на просроченную задолженность.
Исполненный должником план реструктуризации будет означать восстановление его платежеспособности и выход из банкротства. В случае, если заемщики окажутся не способны реструктурировать свои обязательства в связи с утратой источников дохода, им предоставляется возможность очиститься от долгов посредством продажи имеющегося имущества. Эта процедура позволяет полностью освободить их от требований кредиторов.
Важно отметить, что закон предусматривает ограничение расходов должника на проведение реабилитационных процедур благодаря установлению фиксированного размера вознаграждения финансовому управляющему. Эта сумма составляет 10 000 руб. и выплачивается должником единовременно за всю процедуру финансовой реабилитации. Все остальные расходы на процедуру идут из стоимости реализованного имущества должника или средств, направляемых должником на погашение долгов в рамах реализации плана реструктуризации задолженности.
Таким образом, Закон позволит снять существующую в обществе социальную напряженность, связанную большим количеством просроченных кредитов, что подтверждается большим числом обращений граждан в Комитет по вопросам собственности в поддержку скорейшего вступления Закона в силу.
Таким образом, Комитет по вопросам собственности полагает, что перенос на 3 года срока вступления в силу Закона о реабилитационных процедурах нарушает права большого числа должников - граждан Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 754938-6 «О трехлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета С.А.Гаврилов
Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам собственности:
1. Рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 754938-6 «О трехлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника».
Заключение по проекту федерального закона № 754938-6 «О трехлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина – должника»
(внесен депутатами Государственной Думы О.Г.Дмитриевой, И.Д.Грачевым, А.Д.Крутовым, Н.Р.Петуховой, Д.В.Ушаковым)
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона № 754938-6 «О трехлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается перенос срока вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина – должника» (далее – Закон о реабилитационных процедурах) с 1 июля 2015 года на 1 июля 2018 года.
Авторы законопроекта обосновывают необходимость его принятия неспособностью многих заемщиков погасить кредиты банков, а также трудоемкостью и затратностью реализации реабилитационных процедур.
Комитет по вопросам собственности не поддерживает концепцию законопроекта по следующим основаниям.
Увеличение вследствие кризисных явлений в Российской экономике числа граждан, имеющих просроченные кредиты, делают использование процедур финансовой реабилитации особенно актуальным и срочным. Именно по этой причине в ходе второго чтения соответствующего законопроекта срок его вступления в силу был по инициативе депутатов Государственной Думы перенесен с 1 января 2016 на 1 июля 2015 года.
Необходимо учесть, что в отсутствие Закона о реабилитационных процедурах единственным механизмом для кредиторов взыскать долг гражданина является исполнительное производство. При применении последнего осуществляется одномоментное взыскание на все имущество должника (за исключением единственного жилья, если оно не является предметом ипотеки, а также весьма ограниченного перечня личных вещей и денежных средств), и это имущество выставляется на торги.
Чаще всего, суммы, вырученной от продажи имущества должника, не хватает для полного погашения задолженности, однако остаток долга списанию не подлежит. В результате, как только должник получает денежные средства, к примеру, заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности или приобретает какое-либо движимое имущество, то в таком случае на указанные денежные средства и имущество снова обращается взыскание, и они продаются с торгов до полного погашения задолженности.
Более того, даже в случае смерти должника, обязанность выплачивать его долги переходят к наследникам, за исключением случая не принятия ими наследства.
В то же время Закон о реабилитационных процедурах может стать для сотен тысяч россиян единственной возможностью избавиться от накопленных долгов и вернуться к нормальной жизни.
Прежде всего Закон наделяет граждан-должников, потерявших способность обслуживать свою задолженность, правом подать заявление о финансовой реабилитации и защититься от непосильных платежей по долгам. И сделать это граждане смогут независимо от величины имеющейся задолженности при условии, что их финансовое положение отвечает установленным законам признакам неплатежеспособности или признакам недостаточности имущества.
Затем граждане-заемщики смогут предложить кредиторам план реструктуризации долговых обязательств, срок реализации которого может составлять до трех лет. При этом на период реструктуризации долга ставка по кредитным обязательствам для заемщиков снижается до уровня ставки рефинансирования (8,5 %). Тем самым запускается правовой механизм, который призван избавить должников от неподъемных процентов, начисляемых кредиторами на просроченную задолженность.
Исполненный должником план реструктуризации будет означать восстановление его платежеспособности и выход из банкротства. В случае, если заемщики окажутся не способны реструктурировать свои обязательства в связи с утратой источников дохода, им предоставляется возможность очиститься от долгов посредством продажи имеющегося имущества. Эта процедура позволяет полностью освободить их от требований кредиторов.
Важно отметить, что закон предусматривает ограничение расходов должника на проведение реабилитационных процедур благодаря установлению фиксированного размера вознаграждения финансовому управляющему. Эта сумма составляет 10 000 руб. и выплачивается должником единовременно за всю процедуру финансовой реабилитации. Все остальные расходы на процедуру идут из стоимости реализованного имущества должника или средств, направляемых должником на погашение долгов в рамах реализации плана реструктуризации задолженности.
Таким образом, Закон позволит снять существующую в обществе социальную напряженность, связанную большим количеством просроченных кредитов, что подтверждается большим числом обращений граждан в Комитет по вопросам собственности в поддержку скорейшего вступления Закона в силу.
Таким образом, Комитет по вопросам собственности полагает, что перенос на 3 года срока вступления в силу Закона о реабилитационных процедурах нарушает права большого числа должников - граждан Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 754938-6 «О трехлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета С.А.Гаврилов